История программного обеспечения
Краткая история Adobe Flash
Легендарная технология Adobe (Macromedia) Flash была самой распространенной в вебе: сайты, презентации, онлайн игры и мультфильмы.
В 1998-2008 году Флэш был везде. А Flash Player стоял на всех (92-97%) компьютерах мира. Однако, после 2010 года за 5-7 лет технология ушла в закат. По теме истории Macromedia Flash у меня выпущено 4 материала: короткая статья (вы ее читаете), полная история Flash, а также два ролика на YouTube (также короткий и длинный).
Технология Macromedia Flash это:
онлайн-игры и приложения
+ веб-сайты и презентации
+ мультфильмы и анимации
= мультимедиа в интернете
Список этих применений стал причиной огромной популярности технологии. Теперь перейдем к хронике событий.
интернет-сайты в 1994-1998 гг. были очень ... скучные и примитивные. функционал слабый, но и инструменты у веб-дизайнера были ограниченные.

плюс мало кто знает в то время, какой потенциал скрыт в вебе.
Джонатан Гей - автор программы Future Splash, которая с 1996 по 2005 годы называется macromedia Flash.
В 1993 году софт под названием FutureSplash Animator появился в компании FutureWave, а ведущего разработчика зовут Джонатан Гей. Изначально векторный редактор позволял строить простую анимацию или просто иллюстрации. В то время программа задумывалась прежде всего как софт для анимации, презентаций и оформления. Увидев развитие интернета, который в 1994 году сделал то, что называется skyrocketing (когда было удвоение за год), они переориентировали свой пакет на проигрывание/просмотр в плагине Shockwave версии 4 от компании Macromedia.

Далее в 1994 году выходит Netscape Navigator, самый популярный тогда браузер. В браузере по умолчанию работает плагин, который поддерживает анимированный контент из программы Future Splash.

В 1995 году сайты Disney и MSN (скажем так, авторитетные) начинают использовать технологию Future Splash.

В 1996 году компания Macromedia поглощает компанию FutureWave, переименовывая их продукт в Macromedia Flash.
Программа Future Splash
С этой программы начиналась эпоха Macromedia Flash.

Видео с интерфейсом программы Future Splash
Коробка с программой Macromedia Flash 4.0 1999 г.
Между 1995 и 2001 годом практически никакие технологии не могли так легко попасть в браузер массового пользователя, имея столько возможностей этого пользователя впечатлять. Не могу сказать, что я дотошно копался в конкурентах, но пару раз работал с Java апплетами для интернета с анимацией, они просто «убивали» средний по производительности компьютер (ну и в остальном мне показались крайне неудобными). К концу первой браузерной войны более 65% всех выходящих в интернет пользователей имели flash‑player на компьютере и могли просматривать такой контент.

Частота обновлений ПО может многое сказать о востребованности и росте. Смотрите какая красота обновлений: каждый год выходит значительно обновленная программа: 1996 год — Macromedia Flash 1.0, 1997 год — Macromedia Flash 2.0... а в 2000 году— Macromedia Flash 5.0.

Компания Macromedia активно развивает продукт. Улучшается качество среды разработки, выпускаются новые версии самого плеера. К 2000 году, если кто‑то хочет создать впечатляющий сайт, то он точно выбирает технологию Macromedia Flash, это главный браузерный плагин, который оставляет далеко позади своих косвенных конкурентов (косвенных по мультимедиа, то есть развлекательные): Java, QuickTime, RealNetworks и Windows Media Player.

Action Script
В 1999 году в программу включается объектно-ориентированный язык программирования ActionScript. Это ОЧЕНЬ значительно расширяет возможности программы. Отныне сайты и анимации становится создавать еще легче.
Главный прорыв от появления языка - онлайн-игры. ЯП дает настолько широкий функционал разработчиком, что в ближайшие 5 лет будет выпущено много миллионов игр.
Язык программирования action script дал широчайшие возможности разработчикам игр.
Что мы делали на Macromedia Flash
Так вышло, что автор статьи в конце 1990-х был флешером, то есть работал на Flash.
  • Web сайты
    Всем известно, что прежде всего на Macromedia Flash делали сайты. Разные, яркие, интерактивные.
  • Онлайн-игры
    Миллионы игр выходили с 1999 г. и выходят сейчас. Пакет Adobe Flash настолько удобен, что порог входа низкий.
  • Презентации для сайтов
    Презентации на 10-60 секунд как презентация продукта на сайте как отдельный ролик или как интро для сайта.
  • Мультфильмы
    Примитивные анимации появились сразу, в 1995 году. А потом отличные мальтфильмы, многие попали на ТВ.
  • Программы
    Скрытое и малоизвестное применение функционала Flash это мини-программы с использованием Action Script.
  • Баннеры
    Прямоугольные анимированные баннеры были обычно растровыми gif, а в 2000-х активно делались на MF.
В 1999 году выходит пилотный (примитивный и смешной) ролик Happy Tree Friends, который собирает много просмотров. В те времена смотрели не на конкретном сайте (большинство тех сайтов закрылись), не на YouTube (он откроется в 2005 году), такие ролики присылали друг другу, так что просмотры не отследить. Кстати, забавно, что само действие занимает 12 секунд, а еще почти 23 — титры.


Сначала анимация на Flash была простенькой, а после появления Happy Tree Friends ее уровень резко вырос. До сих пор, до 2024 года, выходят качественные мульт-сериалы на Flash.
Распространение Flash
  • 70% сайтов
    Более 70% сайтов компаний из списка Fortune 500 использовали Flash в 2005 году.
  • 26 лет
    Программа просуществовала 26 лет, 12 из которых она была лидером в вебе.
  • 97% ПК
    Почти 92-95, а по некоторым оценкам 97% компьютеров имели плеер.
  • 14 пакетов
    Всего было выпущено 14 больших обновлений Flash и 30 обновлений плеера.
С 2005 года пакет носил новое название - Adobe Flash, так как компанию Macromedia поглотили.
В 2005 году Adobe поглотил всю Макромедию за 3,5 млрд в акциях. Очень крупная сумма. Тем более что она близка к годовому обороту Adobe!
Отмечу, что с точки зрения бизнес‑стратегии это поглощение вызывает много вопросов. И главный из них, зачем вам оно надо и почему так дорого? Подробнее тему поднимаю в своем личном блоге о бизнесе: В чем проблема с поглощением компанией Adobe всего бизнеса Macromedia? Что‑то тут не так.
C 2007 года портал YouTube запускает версию без FP для мобильных устройств, там видео проигрывается на HTML5. Опять же, ребята в YouTube видят тенденцию с мобильным трафиком, а Adobe — нет.
Следующий пакет Flash под именем Adobe Flash CS3 Professional вышел в 2007 году. Там же реализована новая версия ActionScript 3.0 (которая не очень «дружит» с версией 2.0, но я уже не работаю в данной сфере и код не пишу). Количество установленных плееров стремилось к 80–90% всех ПК, а также активно распространялось на смартфонах и прочих мобильных устройствах. Однако, смартфонам было очень тяжело воспроизводить виртуальную машину и постепенно стала вырисовываться проблема… Точнее проблема на уровне предположения уже давно очевидна для YouTube (ну понятно, это же их основная сфера).
FLASH
Изменил интернет и наше восприятие дизайна веб-сайтов.
«Мы никогда не позволим flash‑плееру работать в среде iOS. Он устарел»
В 2017 году Adobe заявил, что поддержка плеера закончится в 2020 году. Для корпорации, кстати, это не стало сильным ударом (хоть и покупка Macromedia была дорогой), так как обороты компании выросли в разы за последние 30 лет. И теперь, в 2017 году, потеря угасающего сектора не представляется сильным уроном.


Весной 2010 года Стив Джобс неожиданно опубликовал письмо с мыслями о технологии Flash (текст, видео). Основная идея сводилась к сообщению: «Мы никогда не позволим flash‑плееру работать в среде iOS. Он устарел.». Причины были озвучены довольно трезвые. Повышенная нагрузка на процессор, опасность подгрузки стороннего вредоносного кода, излишние сложности с плеером при сравнении с открытыми безопасными технологиями типа видео в кодеке H.264 и повсеместного HTML5.
В 2015 году количество мобильных пользователей в интернете превысило количество стационарные ПК, что привало технологию Flash в тупик, так как эта технология плохо "дружит" со смартфонами и планшетами.
В 2005 году мы были уверенны, что Adobe (Macromedia) Flash будет процветать, так как интернет растет и не собирается останавливаться. Такое же ощущение было до 2009 года, пока не выяснилось, что смартфоны распространяются массово, а Флэш работает на этих устройствах плохо.
Made on
Tilda