Письмо Стива Джобса про технологию Macromedia (Adobe) Flash

Этот текст принято считать финальной точкой в "карьере" технологии Flash. Джобс последовательно отказывался от Flash Player на iPhone и iPad.
Закат технологии Macromedia Flash в нашем видео
Чтобы узнать историю Macromedia (Adobe) Flash можете посмотреть мой фильм про историю взлета и заката технологии Macromedia Flash.

Это большое исследование про истоки и историю Flash. Начиналось все в 1994 году. После 1996 года было 10 лет массового распространения Flash. А после 2005 года незаметно начался упадок. Важной вехой в закате технологии стало письмо Джобса.
История Macromedia Flash
Письмо Стива Джобса вышло в апреле 2010 года после 3 лет споров. Тут приводится перевод. Есть небольшой видео-комментарий тут.
У Apple давние отношения с Adobe. Фактически, мы встретились с основателями Adobe, когда они были в своем пресловутом гараже. Apple была их первым крупным клиентом, принявшим язык Postscript для нашего нового принтера Laserwriter. Apple инвестировала в Adobe и на протяжении многих лет владела около 20% компании. Обе компании тесно сотрудничали, чтобы стать пионерами настольных издательских систем, и это было много хороших времен. С той золотой эры компании разошлись. Apple пережила почти смертельный опыт, и Adobe вышла на корпоративный рынок со своими продуктами Acrobat. Сегодня две компании по-прежнему работают вместе, чтобы обслуживать своих общих творческих клиентов — пользователи Mac покупают около половины продуктов Adobe Creative Suite — но помимо этого у них мало общих интересов.

Я хотел записать некоторые наши мысли о продуктах Adobe Flash, чтобы клиенты и критики могли лучше понять, почему мы не разрешаем использование Flash на iPhone, iPod и iPad. Adobe охарактеризовала наше решение как ориентированное в первую очередь на бизнес – они говорят, что мы хотим защитить наш App Store – но на самом деле оно основано на технологических проблемах. Adobe утверждает, что мы — закрытая система, а Flash — открытая, но на самом деле всё наоборот. Позволь мне объяснить.

Во-первых, "открытость" технологии Adobe (Macromedia) Flash

Практически по любому определению Flash — это закрытая система. Вместо использования Flash Apple внедрила HTML5, CSS и JavaScript – все это открытые стандарты.
Продукты Adobe Flash на 100% являются собственностью компании. Они доступны только у Adobe, и Adobe имеет единоличное право определять их будущие улучшения, цены и т. д. Хотя продукты Adobe Flash широко доступны, это не означает, что они открыты, поскольку они полностью контролируются Adobe и доступны только у Adobe. Практически по любому определению Flash — это закрытая система.

У Apple также есть много собственных продуктов. Хотя операционная система для iPhone, iPod и iPad является частной собственностью, мы твердо убеждены, что все стандарты, относящиеся к Интернету, должны быть открытыми. Вместо использования Flash Apple внедрила HTML5, CSS и JavaScript – все это открытые стандарты. Все мобильные устройства Apple поставляются с высокопроизводительными реализациями этих открытых стандартов с низким энергопотреблением. HTML5, новый веб-стандарт, принятый Apple, Google и многими другими, позволяет веб-разработчикам создавать продвинутую графику, типографику, анимацию и переходы, не полагаясь на сторонние плагины для браузера (например, Flash). HTML5 полностью открыт и контролируется комитетом по стандартизации, членом которого является Apple.
Apple даже создает открытые стандарты для Интернета. Например, Apple начала с небольшого проекта с открытым исходным кодом и создала WebKit, полноценный механизм рендеринга HTML5 с открытым исходным кодом, который является сердцем веб-браузера Safari, используемого во всех наших продуктах. WebKit получил широкое распространение. Google использует его для браузера Android, Palm использует его, Nokia использует его, а RIM (Blackberry) объявила, что тоже будет его использовать. Почти каждый веб-браузер смартфона, кроме браузера Microsoft, использует WebKit. Сделав свою технологию WebKit открытой, Apple установила стандарт для мобильных веб-браузеров.
Во-вторых, полноценный интернет
Flash был разработан для ПК, использующих мыши, а не для сенсорных экранов, использующих пальцы.
Adobe неоднократно заявляла, что мобильные устройства Apple не могут получить доступ к «полной сети», поскольку 75% видео в сети находится в формате Flash. Чего они не говорят, так это того, что почти все это видео также доступно в более современном формате H.264 и его можно просматривать на iPhone, iPod и iPad. YouTube, на долю которого приходится примерно 40% видео в сети, блестяще работает в приложении, установленном на всех мобильных устройствах Apple, а iPad предлагает, пожалуй, лучшие возможности поиска и просмотра YouTube за всю историю. Добавьте к этому видео с Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, Time, The New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и многих, многих. другие. Пользователи iPhone, iPod и iPad не пропускают много видео.
Еще одно утверждение Adobe заключается в том, что устройства Apple не могут воспроизводить Flash-игры. Это верно. К счастью, в App Store более 50 000 игр и развлекательных программ, и многие из них бесплатны. Для iPhone, iPod и iPad доступно больше игр и развлекательных программ, чем для любой другой платформы в мире.
В-третьих, это надежность, безопасность и производительность.
Кроме того, Flash не очень хорошо работает на мобильных устройствах.
Symantec недавно отметила, что Flash имеет один из худших показателей безопасности в 2009 году. Мы также из первых рук знаем, что Flash является основной причиной сбоев компьютеров Mac. Мы работаем с Adobe над решением этих проблем, но они сохраняются уже несколько лет. Мы не хотим снижать надежность и безопасность наших iPhone, iPod и iPad из-за добавления Flash.

Кроме того, Flash не очень хорошо работает на мобильных устройствах. Вот уже несколько лет мы регулярно просим Adobe показать нам, как Flash работает на мобильном устройстве, на любом мобильном устройстве. Мы никогда этого не видели. Adobe публично заявила, что Flash появится на смартфонах в начале 2009 года, затем во второй половине 2009 года, затем в первой половине 2010 года, а теперь говорят, что во второй половине 2010 года. Мы думаем, что в конечном итоге он появится, но мы рады мы не затаили дыхание. Кто знает, как оно поведет себя?
В-четвертых, время работы аккумулятора
Когда веб-сайты перекодируют свои видео с использованием H.264, они могут предлагать их вообще без использования Flash.
Чтобы обеспечить длительное время автономной работы при воспроизведении видео, мобильные устройства должны декодировать видео аппаратно; декодирование его в программном обеспечении требует слишком много энергии. Многие из чипов, используемых в современных мобильных устройствах, содержат декодер H.264 — отраслевой стандарт, который используется в каждом проигрывателе Blu-ray DVD и был принят Apple, Google (YouTube), Vimeo, Netflix и многими другими компаниями.

Хотя недавно во Flash была добавлена поддержка H.264, для видео почти на всех веб-сайтах Flash в настоящее время требуется декодер старого поколения, который не реализован в мобильных чипах и должен запускаться программно. Разница поразительна: например, на iPhone видео H.264 воспроизводится до 10 часов, а видео, декодированное программно, воспроизводится менее 5 часов, прежде чем батарея полностью разрядится.
Когда веб-сайты перекодируют свои видео с использованием H.264, они могут предлагать их вообще без использования Flash. Они прекрасно работают в таких браузерах, как Safari от Apple и Chrome от Google, без каких-либо плагинов, и отлично смотрятся на iPhone, iPod и iPad.
В-пятых, тачскрин
Большинство Flash-сайтов придется переписать для поддержки сенсорных устройств.
Flash был разработан для ПК, использующих мыши, а не для сенсорных экранов, использующих пальцы. Например, многие веб-сайты Flash полагаются на «ролловеры», при которых всплывающие меню или другие элементы появляются при наведении стрелки мыши на определенное место.

В революционном мультитач-интерфейсе Apple не используется мышь и не существует эффект реации на мышь (над областью). Большинство Flash-сайтов придется переписать для поддержки сенсорных устройств. Если разработчикам необходимо переписать свои Flash-сайты, почему бы не использовать современные технологии, такие как HTML5, CSS и JavaScript?
Даже если бы iPhone, iPod и iPad использовали Flash, это не решило бы проблему, заключающуюся в том, что большинство Flash-сайтов необходимо переписать для поддержки сенсорных устройств.
Шестая причина, самая важная
Вместо использования Flash Apple внедрила HTML5, CSS и JavaScript – все это открытые стандарты.
Помимо того факта, что Flash является закрытым и проприетарным, имеет серьезные технические недостатки и не поддерживает сенсорные устройства, есть еще более важная причина, по которой мы не разрешаем использование Flash на iPhone, iPod и iPad. Мы обсудили недостатки использования Flash для воспроизведения видео и интерактивного контента с веб-сайтов, но Adobe также хочет, чтобы разработчики использовали Flash для создания приложений, которые работают на наших мобильных устройствах.

Мы знаем из болезненного опыта, что использование стороннего программного обеспечения между платформой и разработчиком в конечном итоге приводит к созданию некачественных приложений и препятствует совершенствованию и развитию платформы. Если разработчики становятся зависимыми от сторонних библиотек и инструментов разработки, они смогут воспользоваться преимуществами усовершенствований платформы только в том случае, если третья сторона решит принять новые функции. Мы не можем зависеть от решения третьей стороны, когда и когда они сделают наши улучшения доступными для наших разработчиков.
Ситуация становится еще хуже, если третья сторона предоставляет инструмент кроссплатформенной разработки. Третья сторона не может использовать улучшения с одной платформы, если они не доступны на всех поддерживаемых ею платформах. Следовательно, разработчики имеют доступ только к набору функций с наименьшим общим знаменателем. Опять же, мы не можем согласиться с тем, что разработчикам будет запрещено использовать наши инновации и улучшения, потому что они недоступны на платформах наших конкурентов.
Flash — это инструмент кроссплатформенной разработки. Целью Adobe не является помощь разработчикам в написании лучших приложений для iPhone, iPod и iPad. Их цель — помочь разработчикам писать кроссплатформенные приложения. А Adobe крайне медленно внедряет улучшения для платформ Apple. Например, хотя Mac OS X поставляется уже почти 10 лет, Adobe полностью внедрила ее (Cocoa) только две недели назад, когда выпустила CS5. Adobe была последним крупным сторонним разработчиком, полностью внедрившим Mac OS X.
Наша мотивация проста: мы хотим предоставить нашим разработчикам самую передовую и инновационную платформу, и мы хотим, чтобы они стояли непосредственно на плечах этой платформы и создавали лучшие приложения, которые когда-либо видел мир. Мы хотим постоянно совершенствовать платформу, чтобы разработчики могли создавать еще более удивительные, мощные, увлекательные и полезные приложения. Выигрывают все: мы продаем больше устройств, потому что у нас лучшие приложения, разработчики охватывают все более широкую аудиторию и клиентскую базу, а пользователи постоянно восхищаются лучшим и широчайшим выбором приложений на любой платформе.
Выводы
Flash больше не нужен для просмотра видео или использования любого вида веб-контента.
Flash был создан в эпоху ПК – для ПК и мышей. Flash — успешный бизнес для Adobe, и мы можем понять, почему они хотят вывести его за пределы ПК. Но эра мобильных устройств – это устройства с низким энергопотреблением, сенсорные интерфейсы и открытые веб-стандарты – все те области, в которых Flash не справляется.

Лавина средств массовой информации, предлагающих свой контент для мобильных устройств Apple, демонстрирует, что Flash больше не нужен для просмотра видео или использования любого вида веб-контента. А 250 000 приложений в Apple App Store доказывают, что Flash не нужен десяткам тысяч разработчиков для создания приложений с богатой графикой, включая игры.
Новые открытые стандарты, созданные в эпоху мобильных устройств, такие как HTML5, победят на мобильных устройствах (и на ПК тоже). Возможно, Adobe следует больше сосредоточиться на создании отличных инструментов HTML5 для будущего, а не на критике Apple за то, что она оставила прошлое позади.

Стив Джобс
апрель 2010 г.
Made on
Tilda